А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я
Пакет – базовая единица данных в интернете; сообщение, пересылаемое по сети, разбивается на пакеты, каждый из которых снабжается адресом и другой необходимой информацией (в частности, кодами проверки на наличие ошибок); протоколы TCP/IP обеспечивают надлежащую сборку пакетов в месте получения.
Пакетный протокол – сообщение, пересылаемое по сети, разбивается на пакеты, каждый из которых снабжается адресом и другой необходимой информацией (в частности, кодами проверки на наличие ошибок); протоколы TCP/IP обеспечивают надлежащую сборку пакетов в месте получения; пакетный протокол – правила разбиения, пересылки и сборки сообщения.
Пакеты, коммутация – процесс пересылки пакетов по сети, позволяющий использовать альтернативные маршруты в случае неисправности одного из сетевых соединений.
Пакеты-убийцы – метод вывода из строя системы путем посылки ей Ethernet- или IP-пакетов, которые используют ошибки в сетевых программах для аварийного завершения работы системы.
Память – сегодня это слово используется как синоним оперативной памяти компьютера (Random Access Memory, RAM) или постоянной оперативной памяти (Read-Only Memory), но в общем смысле этим словом можно обозначить любое устройство, которое может хранить данные в доступном для компьютера виде.
Пароль – cекретное слово или комбинация букв и цифр, набрав которое, пользователь получате доступ к своим файлам, письмам, аккаунтам, банковским счетам и т.п.; набирая пароль, пользователь обычно видит только звездочки – это защита от подглядывания.
Паук – специальная программа (поисковый робот, автомат, агент) постоянно обходит сеть и собирает информацию с веб-страниц (индексирует их); процесс индексации – это секрет поисковой машины, но чаще всего робот обращает внимание на описание документа, заголовки, иногда просматривает текст документа и пытается понять, какие слова и словосочетания являются ключевыми; основной объект индексации – тексты, однако существуют роботы, индексирующие картинки, mp3, архивы программ, новости, флэш-содержимое и прочую информацию на страницах веб-сайта.
Паутина – World Wide Web или Всемирная паутина; глобальную всемирную паутину создал Тим Бернерс-Ли, сейчас сеть объединяет около миллионы пользователей и сотни тысяч сетей, взамодействующих между собой через TCP/IP.
когда всемирной паутины еще не существовало, было всего два способа получения и чтения сетевой информации: пересылались и принимались либо текстовые файлы, либо связанные бинарные файлы. Все это загружалось (через xmodem, zmodem) на компьютер и обрабатывалось только в автономном режиме. Что касается бинарных файлов, то прежде чем работать дальше, эти файлы посредством специального приложения подвергались восстановительным операциям. В 1990 году в Женеве физик Тим Бернерс-Ли разработал систему для глобальной компьютерной сети. Эта система была с единственным графическим интерфейсом, через который удаленный пользователь в интерактивном режиме мог обращаться к различным типам баз данных и технической документации, так и была создана World Wide Web, Всемирная паутина, основой которой является гипертекст – это обычный текст, в который вставлены ссылки на другие документы.
Персональный почтовый ящик – дисковое пространство на почтовом сервере, выделенное для хранения писем пользователя (приходящих на его адрес и подлежащих отправке); после подключения к почтовому серверу пользователь работает с почтовым ящиком: помещает в него письма для отправки и забирает пришедшие к нему).
Пинг – от англ. "ping" («перестукиваться»), пересылка другому компьютеру сигнал через сеть и ожидание ответного сигнала; обычно это делается для проверки связи.
Пинговка – от англ. "ping" («перестукиваться»), измерение времени прохождения пакетов между компьютером пользователя и другим компьютером сети (осуществляется командой ping); позволяет установить соответствие между доменным и IP-адресом любого устройства сети.
Письмо – в контексте интернета так обычно называют электронные письма – текстовые сообщения (с вложенными файлами или без них), которые пересылаются с помощью электронной почты.
Плагин (plugin) – набор динамически подключаемых библиотек, используемых для увеличения функциональных возможностей основной программы, такой как веб-браузер; эти библиотеки обычно используются для того, чтобы позволить браузеру отображать и обрабатывать данные в различных форматах, или чтобы добавить новые возможности отображения стандартных форматов; например, просмотр Flash-мультипликации, прослушивание музыки в формате mp3, просмотр документов в формате .pdf и прочих реализованы с помощью плагинов; большинство таких библиотек бесплатны, некоторые элементы страниц сайтов могут требовать того или иного плагина и, если нужный плагин у пользователя не установлен, браузер, как правило, автоматически предложит ему установить его.
Подключение к Интернет – существует целый ряд вариантов подключения к интернету:
1) постоянное подключение по выделенному каналу связи (оптоволокно, спутниковая связь, радиоканал, выделенная некоммутируемая телефонная линия);
2) коммутируемое (Dial-Up) подключение.
Подпись – небольшой текст, обычно содержащий фамилию, имя, адрес и другую информацию; подпись, извлекаемая из специального файла в домашнем каталоге, автоматически добавляется в конец отправляемых писем и статей, направленных в конференции; цифровая подпись – секретный код, удостоверяющий личность пользователя.
Поисковик – инструмент для поиска информации в интернете; как правило, работа поисковой машины состоит из двух этапов: специальная программа (поисковый робот, автомат, агент) постоянно обходит сеть и собирает информацию с веб-страниц (индексирует их), когда пользователь задает запрос, поиск идет по предварительно построенному индексу, а результатом поиска является так называемая поисковая выдача – список ссылок на документы (веб-страницы), соответствующие запросу.
Поисковые машины различаются по области действия на локальные (ограничивающиеся национальным доменом, определенным языком) и глобальные. Обычно глобальные поисковые машины хорошо покрывают американский интернет (который действительно является значительной частью мирового) и несколько хуже «знают» остальную часть. Поэтому, если поиск заведомо ограничен страной или языком, лучше пользоваться локальной поисковой машиной. Интернет – живая динамическая система, которая меняется быстрее, чем об этом успевает узнать робот поисковика, поэтому иногда найденные документы могут оказаться измененными или вообще не существовать. Некоторые поисковые машины при индексации сохраняют у себя образ индексируемого документа и могут показать его пользователю даже после того, как оригинал перестал соответствовать образу. Скорость обновления индекса и полнота покрытия (размер поисковой базы) являются важной характеристикой поисковой машины. Чтобы сайт пользователя можно было найти в поисковой машине, надо его зарегистрировать в этой поисковой машине, и уже после регистрации поисковый робот проверит и проиндексирует страницы этого сайта. Процесс индексации является секретом поисковой машины, но чаще всего робот обращает внимание на описание документа, заголовки, иногда подсчитывает слова. Ссылки на документы в результатах поиска сортируются по по мере соответствия запросу. Этот критерий называется «релевантность». Способ вычисления релевантности является собственным ноу-хау каждой поисковой машины, поэтому выдача по одному и тому же запросу в разных поисковиках может заметно отличаться. Несколько лет назад поисковые машины обычно имели специальный язык запросов, с помощью которого можно было точнее объяснить машине, что именно нужно искать, однако большинство не требуют от пользователея знания этого языка – как правило, достаточно просто написать в строке запроса несколько ключевых слов, определяющих область текущего интереса. Современным поисковикам можно задавать запросы просто на естественном, «человеческом» языке, и сложная система сама разберется, какие слова и словосочетания являются ключевыми. Основной объект индексации поисковой машины – тексты, однако, существует возмоность поиска и по картинкам, по видео, по mp3, по архивам программ, по новостям и так далее. Все поисковые машины сталкиваются с проблемой так называемого поискового спама, но с большинством сайтов-спамеров удается бороться с помощью специальных алгоритмов, и меры, принимаемые к спамерам, могут быть достаточно суровыми – вплоть до полного исключения сайта из поисковой базы.
Пользовательский вход в систему – имя пользователя в системе и совокупность прав пользователя по отношению к многопользовательской системе; подразумевает наличие собственного имени для входа, пароля, каталога и прочей информации.
Порт – различают физический и программный порты:
1) физический порт представляет собой разъем, предназначенный для подключения к компьютеру различных устройств;
2) программный порт существует для того, чтобы на одном компьютере существовала возможность запуска нескольких программ или приложений с выходом их в сеть; чтобы различать эти программы, каждой из них при запуске присваивается личный номер порта, иногда номер порта выписывают в URL после имени компьютера, тогда он отделяется от имени компьютера двоеточием.
Портал – от англ. "portal", понятие, пришедшее в интернет из архитектуры в значении «главный вход»; имеется в виду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера; портал должен сочетать веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям большого числа пользователей, и основная идея существования портала заключается в том, что, создав некую критическую массу сервисов, можно набрать такое количество пользователей, которое будет «самопополняющимся», вследствие чего посещаемость портала растет практически без дополнительных затрат на рекламу; именно поэтому портал в строгом смысле данного слова – это сайт с очень большим количеством посетителей, большой и известный.
Подавляющее большинство порталов построено вокруг поисковиков и крупных каталогов. Больших порталов довольно немного – на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их обычно всего несколько десятков. Иногда сайты, предназначенные для широкой аудитории, называют «горизонтальными» порталами, а тематические – «вертикальными» порталами.
Посещаемость – количество посетителей веб-сайта (или его определенной страницы) за единицу времени (день, месяц и т.д.).
Постмастер – от англ. "postmaster", персона, с которой обращаются сторонние абоненты для получения информации об данном узле; в том числе в его функции входит дача указаний пользователям.
Поток (Thread) – совокупность статей на одну тему внутри конференции, содержащая перекрестные ссылки.
Потребитель для Бизнеса (C2B) – форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых компаниями; таким образом формируется спрос, который не означает, что совершится продажа по запрошенной цене, просто продавец, пользуясь данными текущего спроса, принимает окончательное решение.
Потребитель для Потребителя (C2C) – форма электронной торговли, которая заключается в продаже товаров и услуг между потребителями; в данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом; в качестве примера можно привести интернет-аукционы, на которых каждый желающий может продать или купить что-либо.
Почтовый адрес – идентификатор почтового ящика пользователя, образуется из имени пользователя и доменного имени почтового сервера, разделенных символом @ («собака»); для получения почтового адреса необходимо зарегистрироваться на почтовом сервере (на бесплатных серверах регистрация выполняется через сеть за 3-5 минут, в интрасетях ее обычно выполняет администратор почтового сервера).
Почтовый клиент – программа, которую использует пользователь для написания, чтения, приема, отправки и других операций с письмами; с помощью этой программы пользователь подключается и работает с почтовыми серверами; к наиболее популярным относятся: Microsoft Outlook, Microsoft Outlook Express, The Bat!, Mozilla Thunderbird, Opera Mail.
Почтовый сервер – сервер, обеспечивающий прием и передачу персональных писем пользователей, а также их маршрутизацию; для организации почтового сервера необходимо установить на компьютер соответствующее программное обеспечение; электронная почта является основным средством делового общения в интернете.
Приложение – программа для решения прикладных задач, пользовательская программа; узнать файл приложения среди других файлов можно по расширению .exe; например, файл photoshop.exe – это приложение, этот файл содержит двоичный код (binary); открывая приложение, пользователь заставляет процессор читать этот файл и выполнять записанные там инструкции, в момент выполнения инструкций приложение называют активным или открытым.
Провайдер – от англ. "Internet Services Provider", поставщик услуг Интернет; обычно это компания, предлагающая подключение к сети Интернет за определенную плату; предоставляя доступ к Сети, администратор заводит на каждого пользователя учетную запись (так называемый «пользовательский аккаунт»), каждый пользователь получает пользовательское имя (логин), пароль доступа и может подключить свой компьютер к глобальной сети.
Прокси – промежуточный веб-сервер, используемый как посредник между браузером и конечным веб-сервером; основная причина использования прокси-сервера – экономия объема передачи информации и увеличение скорости доступа за счет кэширования; например, если большинство сотрудников компании часто пользуются одним и тем же веб-сервером, содержащим актуальный курс валют, то страницы такого сервера сохраняются в прокси и, таким образом, будут запрошены с оригинального сервера всего один раз, всё остальное время будут подгружаться с прокси-сервера; второй причиной использования прокси-сервера может являться экономия IP-адресов – при использовании прокси компании нужен всего один публичный IP-адрес.
Промо-индекс – специальное построение страниц сайта, учитывающее алгоритмы определения релевантности, применяемые в различных поисковых системах с целью добиться самой высокой релевантности и, следовательно, высокой посещаемости сайта.
Промоушн – от англ. "promotion" («продвижение»), комплекс мер для рекламы интернет-ресурса (баннерная реклама, оффлайн-реклама, регистрация в каталогах и поисковых системах, поиск рекламных партнеров и прочее).
Протокол передачи файлов – существуют следующие протоколы:
1) FTP (или File-Transfer Protocol) представляет собой систему для передачи файлов по Сети;
2) протокол семейства TCP/IP, обеспечивающий возможность найти, получить и переслать нужные пользователям файлы через интернет с одного компьютера на другой.
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ |