Установите Flash-player. Без него веб-дизайн не полноценен!

Get Adobe Flash player






СТАТЬИ О ВЕБ-РАЗРАБОТКАХ

ПОРТФОЛИО


Интернет является живой, активно развивающейся и стремительно эволюционирующей областью информационных технологий, в которой регулярно появляются новые возможности, веяния, тенденции, стандарты и правила.

В данной рубрике сайта дизайн-студии Trio-R Alliance публикуются статьи, заметки и интересные материалы, посвященные веб-дизайну, разновидностям и назначению интернет-ресурсов, способам продвижения сайтов в сети, рекламе в сети и инструментам проведения эффективных рекламных кампаний, прошлому, настоящему и будущему веб-разработок, тенденциям развития веб-дизайна и интернета в целом, а также многочисленным особенностям этой отрасли.


По времени создания

Перейти к списку работ в хронологической последовательности.

По видам работ

Перейти к списку работ с распределением по их видам.


ИСТОРИЯ ВЕБ-ДИЗАЙНА

ОГЛАВЛЕНИЕ


Веб-дизайн является отраслью веб-разработки и одним из наиболее современных видов дизайнерского искусства, в задачи которого входит разработка оригинального визуального оформления, поиск оптимальных решений подачи информации и проектирование пользовательских интерфейсов и логической структуры веб-сайтов. Веб-дизайн, появившийся в конце 20 века на фоне развития информационных технологий и появления глобальной мировой сети Интернет, является одним из наиболее молодых течений в дизайне.

Собственно дизайн как понятие представляет собой разновидность творческой деятельности, имеющей в качестве конечной цели четкое визуальное определение внешнего вида изделий и стилей оформления объектов в различных областях современной жизни и окружающей человека среды – производстве, архитектуре, изобразительном искусстве, графике, моде, рекламе, образовании, промышленности, торговле и прочих. Дизайн призван определить визуальные, структурные и функциональные взаимосвязи, превращающие объект в единое целое, придающие ему уникальность в своем роде и удовлетворяющие утилитарные и эстетические потребности с точки зрения как потребителей, так и производителей.

Слово "design" появилось в 16 веке в Европе и имело однозначное употребление; так, итальянское выражение "designo intero" означало рожденную у художника и внушенную Богом идею концепции создания произведения искусства, а Оксфордский словарь 1588 года давал аналогичную итальянскому интерпретацию этого понятия: «Задуманный человеком план или схема чего-либо, что будет реализовано, первый набросок или эскиз будущего произведения искусства». Однако, можно предположить, что истоки возникновения дизайна лежат задолго до возникновения этого понятия и уходят во времена наскальных рисунков, выполненных в стиле монограммы, что в переводе с греческого обозначает «простая линия». Позднее, в средние века, монограмма стала обозначать знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно инициалов, которые ставились на различных предметах обихода для обозначения их владельцев. Монограммы выполнялись шрифтом, имитирующим написание от руки или стилизованное под резьбу по дереву или камню с последующими доработками. Именно средневековые монограммы можно считать одним из прообразов современных логотипов и товарных знаков.

Многие принципы современного дизайна пришли из мира искусства: композиция как одно из понятий, используемых в художественном мире, а также пространство, цвет, свет, тень и многие другие. В конце 19 века многие молодые художники отказались от классических принципов изобразительного искусства, базировавшихся на максимально точном копировании окружающего мира в картинах; произведения художников новой волны все меньше соответствовали общепринятым классическим законам живописи и все дальше удалялись от изображения реальности, становясь все более схематичными, двухмерными, абстрактными и даже дерзкими, а во главу угла ставилось не максимальное соответствие реальности, а самовыражение автора. Эти изменения в представлении и восприятии художественного творчества оказали влияние на возникновение графического дизайна как средства выражения видения тех или иных объектов в окружающем мире. Многие современные теории о композиции, свете и цвете, основанные на ряде научных открытий того времени, напрямую отразились на искусстве конца 19 – начала 20 века, а позднее были приняты в качестве стандартов и в области современного графического дизайна.

В начале 20 века благодатной почвой для развития дизайна стало появление ряда школ прикладного искусства, архитектуры, строительства и художественных школ, расположенных в разных странах мира: США, Германии, Британии, Аппенинах, России. Одним из наиболее ярких представителей подобных учебных заведений считается немецкая школа Баухаус (Bauhaus), Высшая школа строительства и художественного конструирования, которая была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, в нем провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Так, Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал (Bauhaus) и серию Баухаус-книг (Bauhausbücher).
Другим учебным заведением, оставившим яркий след в развитии дизайна, стал ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), российское учебное заведение послереволюционной эпохи, созданное в 1920 году в Москве путем объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе существовавших еще с середины 19 века Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Как и в немецкой школе Баухауз, в ВХУТЕМАС разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (принципы функционализма и конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры. Принцип функционализма, возникший и сформулированный в школе Баухауз, гласит: «Что функционально, то красиво». Смысл принципа конструктивизма заключается «не в цели составления композиции, а в цели создания ее конструкции».

Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны, причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Именно принципы, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Важнейшую роль сыграла также японская эстетика и непреодолимая любовь к прекрасному. Японский дизайн, воплощенный в изделиях и производимых товарах, отвечает двум характерным требованиям: практичность и красота; тогда как формы отличаются продуманностью, завершенностью и отсутствием лишних деталей.

В 1969 году на конгрессе Международного совета организаций по дизайну было принято следующее определение: «Под термином дизайн понимается творческая деятельность, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя». Тогда, в середине 20 века, термин «дизайн» имел отношение в основном к промышленному производству, хотя в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования и употреблялось выражение «индустриальный дизайн», подчеркивающее многозначность самого понятия. Лишь в конце 20 века любая проектно-художественная деятельность в различных областях и сферах жизни получила единое название – «дизайн». Именно тогда появилось и закрепилось современное представление о дизайне во всем цивилизованном мире, вкладывающее в это понятие куда более широкий смысл, чем промышленное проектирование. Так, Массимо Виньелли, известному американскому дизайнеру в области рекламы, принадлежит ставшая крылатой фраза: «Дизайн всеобщ!», подчеркивающая необходимость в дизайне в любой созидательной деятельности человека.

С развитием компьютерной техники и информационных технологий огромная часть человеческая деятельность переместилась в пространство виртуальной реальности: все серьезные вычисления уже давно выполняют машины, коммуникации происходят по большей части тоже в компьютерном мире либо посредством компьютеризированных форм связи, что совершенно неудивительно, поскольку современные технологии уже достигли необходимого уровня, отвечающего двум главным требованиям удобства: скорости и отсутствия необходимости в перемещении для обмена информацией. Однако при этом человечество не утратило любовь к прекрасному, и наряду с желанием получить практичный товар, возникает и другое справедливое желание – чтобы этот товар радовал глаз, поэтому дизайн оказался крайне сильно востребованным в кибер-пространстве Всемирной паутины, доступ к которому в течении всего нескольких лет получила большая часть цивилизованного человечества.

Веб-дизайн, как уже было упомянуто выше, появился в начале 90-х годов 20 века, став одним из наиболее молодых течений в дизайне. 6 августа 1991 года был создан первый в мире интернет-сайт – http://info.cern.ch. Его разработал Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), британский ученый, работавший тогда в Европейской лаборатории по ядерным исследованиям ЦЕРН (Женева, Швейцария) консультантом по программному обеспечению и специалистом по разработке распределенных систем для сбора, обмена и хранения научных данных. В 1989 году Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, известный ныне как World Wide Web (Всемирная паутина). С 1991 по 1993 годы Тим Бернерс-Ли продолжал работу над Всемирной паутиной, собирал отзывы пользователей и координировал ее работу; именно тогда он впервые предложил для широкого обсуждения свои первые спецификации URI, HTTP и HTML. Первый в мире веб-сайт как раз и содержал в себе публикацию Тима Бернерс-Ли с описанием новой технологии Всемирной паутины (WWW), основанной на протоколе передачи данных HTTP, системе адресации URI и языке гипертекстовой разметки страниц HTML. Также на сайте были описаны принципы установки и работы веб-серверов и веб-браузеров, а позже этот сайт стал и первым в мире интернет-каталогом, так как через некоторое время Тим Бернерс-Ли разместил на нем список гиперссылок на появившиеся другие сайты.
Тим Бернерс-Ли заявлял, что гипертекст может служить основой для сетей обмена данными, и ему удалось претворить эту свою идею в жизнь. Еще в 1980 году Тим Бернерс-Ли создал гипертекстовое программное обеспечение Enquire, использующее для хранения данных случайные ассоциации. Затем, работая в Европейском центре ядерных исследований, он предложил коллегам публиковать гипертекстовые документы, связанные между собой гиперссылками. Бернерс-Ли продемонстировал возможность гипертекстового доступа к внутренним поисковой системе и документам, а также новостным ресурсам интернета.

Если подробнее рассматривать появление гипертектса, то его изобретателем Тим Бернерс-Ли не является – он лишь использовал и серьезно доработал теоретические основы этой технологии, заложенные еще в 40-х годах 20 века американским инженером Вэниваром Бушем (Vannevar Bush), разработчиком аналоговых компьютеров и организатором научных исследований в этой области. Именно Вэнивар Буш выдвинул идеи расширения человеческой памяти с помощью специальных технических устройств, а также предложил некоторые способы индексации накопленной человечеством информации для ее быстрого поиска.

В 1965 году Тед Нельсон (Theodor Holm Nelson), американский социолог, философ и первооткрыватель в области информационных технологий, впервые ввел понятие «гипертекста», обозначающего «ветвящийся текст» или «текст, выполняющий действия по запросу». Гиперссылки, являющиеся основой гипертекста, были изобретены Дугласом Энгельбартом (Douglas Carl Engelbart), другим американским ученым, одним из первых исследователей человеко-машинного интерфейса и изобретателя компьютерного манипулятора «мышь». Тед Нельсон широко использовал гипертекст в своей системе "Xanadu", которая так и не была закончена, но предназначалась для хранения и поиска текста, в который были введены взаимосвязи и «окна». Нельсон мечтал связать перекрестными ссылками все тексты, созданные человечеством. Реализация гипертекста в системе Xanadu отличается от реализации гипертекста в WWW: система Xanadu подразумевала создание единого адресного пространства для доступного содержимого с уникальным адресом для каждого байта данных, а также виртуальных файлов, которые собирали, обрабатывали и выводили информацию пользователю из единого пространства. Подобная структура подразумевала то, что все цитаты и вырезки информации должны были быть неразрывно соединенными с их оригиналами. С помощью специальных методов и разрешений, накладываемых на данные, обеспечивался контроль соблюдения авторских прав при любом размере цитаты, а для любого документа хранились как последняя, так и старые его версии с возможностью просмотра различий между версиями (то есть, должна была существовать история изменений). Каждый пользователь системы Xanadu мог добавить свой собственный комментарий к любой странице, а из любого места любого документа возможно было сослаться на любое место другого документа. Подобная структура позволяла создавать необрываемые связи (гиперссылки) между данными, которые всегда ссылались бы на нужную информацию, даже если автор изменил бы исходный документ. Однако, мечтам Теда Нельсона завершить работу и реализовать свой глобальный проект Xanadu было не суждено сбыться, и эта система так и осталась не законченной. Позднее ученый в таком ключе высказывался об HTML, XML и современных браузерах: «Наш проект Xanadu – это не «неудачная попытка придумать HTML»! HTML – это именно то, что мы пытались предотвратить!…». Так или иначе, но именно технологии HTML было суждено стать основой современной глобальной сети Интернет, стремительное развитие которой и обусловило появление понятия «веб-дизайн».

В основе веб-дизайна заложены те же основные принципы, что и в других направлениях дизайна: принципы функционализма и конструктивизма. Так, при создании веб-сайта решаются все вопросы его правильного функционирования, поэтому при разработке макета сайта принцип функционализма не может не использоваться. Кроме этого, крайне важным является совокупность графических элементов и их смысловое расположение на макете, откуда вытекает и использование принципа конструктивизма, заключенного в создании правильной, хорошо продуманной и логически построенной конструкции композиции. Эстетическая составляющая, соблюдение стилистических законов и наполнение общим смыслом придают готовому продукту художественную ценность, дающую возможность успешно конкурировать с другими интернет-ресурсами, оправдывая таким образом и экономическую цель своего существования.

В начале 90-х годов стала ясна необходимость каким-то образом стандартизировать глобальную сеть, создав некие единые правила, по которым программисты и веб-дизайнеры разрабатывали бы веб-сайты; вследствие этого появились языки HTML 4.01 и XHTML, а также стандарт CSS. Однако, различные браузеры в то время имели свои стили для отображения веб-страниц, язык HTML развивался быстрыми темпами и был способен удовлетворить все существовавшие на тот момент потребности по оформлению информации, поэтому CSS тогда не получил широкого признания. Технология CSS (Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей) была предложена норвежским ученым Хоконом Виум Ли (Hakon Wium Lie) в 1994 году, и, в отличие от большинства существовавших на тот момент языков стиля, использовала наследование «от старшего к младшему», что давало возможность разработчикам сайтов определять разные стили, основываясь на уже определенных ранее. В середине 90-х годов Концорциум Всемирной паутины (W3C) стал проявлять интерес к CSS, и в декабре 1996 года была издана рекомендация CSS1. Вскоре технология CSS получила всеобщее признание, став одним из «стандартов Web» в качестве средства описания внешнего вида документов, написанных языком разметки страниц HTML.

В 1996 году была издана книга Дэвида Сигела (David Siegel) под названием "Creating Killer Web Sites", быстро ставшая настоящим бестселлером и превратившаяся в учебник по созданию сайтов для многих графических дизайнеров, решивших попробовать свои силы в повсеместно распространявшейся с небывалой скоростью сети Интернет. В книге описывалась система раскладки страниц, базировавшаяся на использовании таблиц и ячеек, а также прозрачных GIF-файлах, позволявших делать нужные при оформлении отступы. Эти идеи позволили дизайнерам создавать куда более привлекательные веб-сайты, ставя эстетический аспект в один ряд с функциональным. С другой стороны, веб-дизайнерами зачастую стали называть себя люди, в совершенстве освоившие HTML и его возможности, но при этом абсолютно лишенные художественного вкуса и каких бы то ни было навыков создания качественной компьютерной графики; все чаще стали появляться сайты, на которых было почти невозможно прочитать информацию и сложно управлять из-за ярких фоновых заливок, контрастных цветов, чудовищного нагромождения шрифтов, неудобных уродливых меню и непродуманной навигации, а также огромного количества мелькающих всеми цветами радуги GIF-баннеров мыслимых и немыслимых размеров. Вследствие этого постепенно пришло осознание необходимости в разработке неких рекомендаций, которые должны были поспособствовать изменению положения вещей в интернете в сторону удобства пользования. Так родилась дисциплина HCI (Human-Computer-Iteraction, человеко-компьютерное взаимодействие), основанная на психологии и направленная на создание разного рода рекомендаций и правил по разработке интерфейсов. В 1999 году HCI постепенно устулила место появившемуся понятию «юзабилити» (usability) – уровеню удобства использования сайтов и их интерфейсов, а основоположником этого понятия стал датчанин Якоб Нильсен (Jakob Nielsen), ведущий инженер компании "Sun Microsystems", выпустивший книгу "Designing web usability. The practice of simplicity" (в России эта книга появилась под названием «Веб-дизайн Якоба Нильсена»), которая стала полноценным руководством по созданию удобных в пользовании сайтов.

Современный веб-дизайн, несмотря на свою относительную молодость, проделал большой путь как направление в дизайне и представляет собой мощную индустрию использующую, зависимости от целей и необходимости, все возможности и достижения информационных технологий. Так, при создании веб-сайтов, широко применяются языки программирования PHP и JavaScript, технология AJAX (асинхронный JavaScript и XML), позволяющая для более скоростной работы не перезагружать страницу полностью при обновлении данных, интеграция разнообразной медиа-информации (аудио, видео, подкасты), Flash-технология, позволяющая использовать векторную анимацию и разрабатывать полноценные интерактивные анимированные сайты, игры и мультимедийные приложения, а также поддержка веб-сайтами мобильных устройств.



Автор: Родион Харланов
(при написании статьи использованы материалы из «Википедии» и с сайта www.euroweb.ru).


История веб-дизайна

История веб-дизайна

История веб-дизайна

История веб-дизайна

История веб-дизайна

История веб-дизайна

© 2003 – 2010 TRIO-R
Все права защищены

ВЕБ-ДИЗАЙН         ПОЛИГРАФИЯ         КАРТОГРАФИЯ         ФОТОСЪЕМКА

Яндекс цитирования