Установите Flash-player. Без него веб-дизайн не полноценен!

Get Adobe Flash player






СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

ПОРТФОЛИО


История возникновения издательского дела уходит в глубину веков, и все это время печатные технологии совершенствовались вместе с развитием человеческого общества, становясь как более востребованными, так и все более сложными и наукоемкими, а типографское дело с годами превратилось в самостоятельную огромную индустрию, отдельную мощную отрасль промышленности. Большинство древних методов печати уже давно забыты, однако именно на их принципах строятся основные современные печатные процессы.
Как и в любой профессиональной сфере человеческой деятельности, в издательском деле существует огромное количество специальных понятий, определений, способов печати, стандартов, способов печати, оборудования, устройств и технологий. Данный словарь призван помочь в понимании значений многих полиграфических терминов.


По времени создания

Перейти к списку работ в хронологической последовательности.

По видам работ

Перейти к списку работ с распределением по их видам.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Факсимильное издание – полиграфическое издание, точно воспроизводящее ранее выпущенное оригинальное издание или рукопись, включая особенности запечатываемого материала, переплета, печати, а также дефекты.

Фактура – от лат. "factura" («обработка, строение»), данный термин может иметь следующие значения, в зависимости от контекста:
1) характер поверхности запечатываемого материала или оригинала, который ощущается зрительно и осязательно (например, тисненая бумага, переплетный материал «под кожу»);
2) элемент поверхности художественного оформления издания;
3) видимая структура поверхности.

Фальц – сгиб листа при фальцовке.

Фальцовка – процесс сгибания и складывания в определенном порядке запечатанного листа; существует несколько разнообразных вариантов фальцовки, а также отличительных особенностей и правил фальцовки:
1) по числу сгибов фальцовка бывает одно-, двух-, трех- и четырехсгибной (соответственно образуются тетради в 4, 8, 16 и 32 страницы); по взаимному расположению последовательных сгибов – параллельной (каждый последующий сгиб параллелен предыдущему), перпендикулярной (каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему) и комбинированной (частично параллельные сгибы, частично перпендикулярные);
2) двухсгибная перпендикулярная фальцовка применяется при печати на бумаге толщиной более 120 мкм;
3) при печати на листовых машинах используют обычно трехсгибную перпендикулярную фальцовку, которую применяют при печати на бумаге, толщина которой равна от 90 до 120 мкм; такая фальцовка получается качественно, если линия последнего сгиба совпадает с машинным направлением волокон бумаги;
4) четырехсгибная фальцовка более экономна, поскольку наполовину сокращает объем фальцовки, комплектовки и шитья и исключает разрезку листов при 1/16 доле, однако при ней возможны морщины во внутренних листах тетрадей и непрочное прилегание корешковых сгибов, чего удается избегать просечкой (перфорацией) сгиба в головке, которая применяется при использовании бумаги толщиной до 90 мкм;
5) на число сгибов влияет толщина блока: при средней толщине блока (от 7 до 14 мм для изданий в обложке и от 4 до 12 мм для изданий в переплете) и потетрадном шитье нитками рекомендуются 16-страничные тетради, то есть трехсгибная фальцовка, поскольку иначе швейное и клеевое скрепление марли с корешком блока будет недостаточно прочным; при толщине блока свыше 30 мм рекомендуются 32-страничные тетради, то есть четырехсгибная фальцовка; для изданий, рассчитанных на длительный срок службы и частое пользование предпочтительны 16-cтpaничные тетради, то есть трехсгибная фальцовка.

Физический печатный лист – печатный лист, равный бумажному листу любого стандартного размера, запечатанному с одной стороны; один бумажный лист, запечатанный с двух сторон, содержит два физических печатных листа.

Физическое растискивание – дефект, выражающийся в увеличении физических размеров печатных элементов в результате действия таких факторов, как светорассеяние при записи фотоформ и в копировке, а также растекание краски, давление, проскальзывание, двоение, смазывание, затекание в печати.

Фирменный бланк – чистый лист с логотипом, названием и координатами организации, компании; является обязательным элементом фирменного стиля.

Фирменный блок – оригинальная, легко запоминающаяся графическая композиция, объединяющая товарный знак, название фирмы, почтовые и банковские реквизиты и иногда девиз.

Фирменный стиль – единство постоянных визуальных и текстовых элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов.

Флаер – небольшая рекламная листовка, обычно дающая право на скидку или определенные преимущества при ее предъявлении.

Флатовая бумага (листовая бумага) – бумага, которая нарезается в листы бумажным предприятием, в отличие от рулонной или ролевой.

Флексографская печать – технология прямой высокой ротационной печати с эластичных печатных форм красками, которые хорошо закрепляются на невпитывающих материалах; главная особенность данного способа печати - возможность установки форм на формных цилиндрах, имеющих различную длину окружности; изображение на печатной форме флексопечати, в основном, является зеркальным; данный способ печати зачастую используется для печати на упаковках, пластиковых пакетах, при производстве газет и других случаях.

Фолиант – данный термин может иметь два значения, в зависимости от контекста:
1) книга, формат которой равен половине бумажного листа;
2) толстая книга большого формата.

Фольга полиграфическая – рулонный материал для тиснения цветного или металлического изображения на бумаге, картоне или другом материале; фольга представляет собой подложку (бумагу или пленку), на которую нанесен воскосмоляной слой, а поверх его красочный или металлический слой, сверху же наносит слой связующей смолы, которая служит для закрепления краски или металла на материале; прочность закрепления фольги на оттиске зависит от давления и с его увеличением возрастает; при температуре штампа выше 90°С происходит хорошее отделение красочного слоя от подложки и закрепление его на материале, оптимальной же температурой является 100 – 120°С.

Фон красочный – закрашенная поверхность материала, на которой может быть сделан оттиск; для печатания фоновых участков служит печатная форма в виде плашки; на фоне, полученном печатанием цветной плашки, размещаются шрифтовые и декоративные элементы.

Форзац – лист бумаги, который сфальцован в один сгиб и соединяет книжный блок непосредственно с переплетной крышкой.

Формат – размер листа полиграфического материала, размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и прочих элементов печатного издания; в полиграфии существует несколько обозначений форматов бумажного листа.

Формат издания – размер в миллиметрах обрезанного с трех сторон блока книги, брошюры или журнала, при этом первый размер принимается за ширину блока, а второй – за его высоту; формат издания обозначают форматом печатной бумаги в сантиметрах и долей листа; формат издания выражается в виде дроби, в числителе которой находится формат бумаги, а в знаменателе – доля листа (например, формат издания 60х90/16 означает, что на одной стороне бумажного листа формата 60х90 печатается 16 полос издания); половина стандартного печатного листа, запечатанная с двух сторон, называется печатным листом.

Формат набора – длина каждой строки, включающей печатающие и пробельные элементы; формат набора, как правило, выражают в квадратах.

УФ-краски (краски УФ-отверждения) – печатные краски, закрепляющиеся на запечатываемом материале под воздействием УФ-излучения; в результате полимеризации на оттиске получается очень прочная и стойкая красочная пленка.

Формат полосы набора – размер текста, размещенного на одной странице, который обозначается произведением размеров по ширине и высоте полосы и устанавливается в квадратах (например, 5 3/4х91/2 кв.); при двухколонном наборе ширина полосы показывается в виде суммы (например, (3+1/4+3)х10 кв.), что означает ширину каждой колонки 3 квадрата, ширину промежутка между ними (средника) 1/4 квадрата, а высоту полосы – 10 квадратов.

Формат строки набора – длина строки набора, выраженная в квадратах.

Формные процессы – совокупность процессов при изготовлении печатной формы.

Фотонабор (фотонаборный аппарат) – устройство для вывода фотоформ, в настоящее время фотонабором некорректно называют современное устройство для вывода фотоформ – имиджсеттер.

Фототипия – безрастровый способ плоской печати, в котором используют печатные формы с разделенными посредством различной степени задубливания желатины, содержащей бихроматы щелочных металлов, на которых присутствует разделение поверхностей на печатающие и пробельные элементы.

Фотоформа – промежуточный носитель информации в виде негативов или диапозитивов на прозрачной пленке; фотоформа изготавливается путем вывода файла верстки на имиджсеттер (фотонабор) или фотографическим путем, или с издательских оригиналов; при копировании фотоформы на формный материал получается печатная форма.

Фронтиспис – иллюстрация в книге, которая располагается на левой стороне разворота титульного листа; может представлять собой, например, портрет автора или рисунок главной идеи издания.

Футеровка – приклейка форзацев, текста, листов на сторонки крышки.

НАПРАВЛЕНИЯ


Фирменные стили

Разработка логотипов, фирменных стилей, бренд-буков, эмблем, товарных знаков и креативных концепций.

Многополосные издания

Дизайн, верстка, подготовка к печати и печать многополосной полиграфической продукции: каталогов, брошюр, буклетов, календарей, журналов, представительских изданий, книг.

Простые издания

Дизайн, верстка, подготовка к печати и печать однолистной полиграфической продукции: плакатов, листовок, буклетов, визиток, календарей, флаеров, баннеров.

ИНФОРМАЦИЯ


Статьи о полиграфии

Статьи о графическом дизайне, особенностях отрасли и технологиях, а также о печатной рекламе, фирменных стилях и тенденциях развития.

Словарь терминов

Словарь специальных терминов в полиграфии и графическом дизайне, словообразований и понятий, употребимых в данной сфере.

Примерные цены

Ориентировочные цены на услуги дизайн-студии Trio-R Alliance в области графического дизайна и полиграфии.



© 2003 — 2011 Trio-R
Все права защищены

ВЕБ-ДИЗАЙН         ПОЛИГРАФИЯ         КАРТОГРАФИЯ         ФОТОГРАФИЯ

Яндекс цитирования