Установите Flash-player. Без него веб-дизайн не полноценен!

Get Adobe Flash player






СЛОВАРЬ ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

ПОРТФОЛИО


История возникновения издательского дела уходит в глубину веков, и все это время печатные технологии совершенствовались вместе с развитием человеческого общества, становясь как более востребованными, так и все более сложными и наукоемкими, а типографское дело с годами превратилось в самостоятельную огромную индустрию, отдельную мощную отрасль промышленности. Большинство древних методов печати уже давно забыты, однако именно на их принципах строятся основные современные печатные процессы.
Как и в любой профессиональной сфере человеческой деятельности, в издательском деле существует огромное количество специальных понятий, определений, способов печати, стандартов, способов печати, оборудования, устройств и технологий. Данный словарь призван помочь в понимании значений многих полиграфических терминов.


По времени создания

Перейти к списку работ в хронологической последовательности.

По видам работ

Перейти к списку работ с распределением по их видам.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Абзац – четко выраженный зрительно небольшой отрезок текста, заключающий в себе смысловое и фразовое единство; абзац может состоять из нескольких предложений, является промежуточной формой между фразой и главой и служит для группировки однородных единиц изложения письменной речи; выделение текста в абзац усиливает падающий на него смысловой акцент.

Абрис – контурная линия, указывающая границы отдельных красок или оттенков в цветном изображении; в литографии абрис наносится на желатиновую пленку и переводится на литографский камень.

Авантитул – первая страница двойного титульного листа, который состоит из четырех страниц; обычно авантитул открывает книгу и невольно образуется, когда титульный лист делают разворотным или распашным или когда в издании фронтиспис.

Автокорректура – полуавтоматическая или автоматическая корректура на стадии компьютерного набора текста до вывода пополосного оригинала на бумагу (вывод твердой копии) или пленку (вывод фотоформ).

Автолитография – литография, в которой печатную форму на литографском камне, цинковой или алюминиевой пластине изготовляет сам художник, в отличие от репродукционной литографии, в которой печатную форму с оригинала художника изготовляют литографисты.

Авторская печатная форма – созданная художником печатная форма (эстамп, офорт, линогравюра и прочее), используемая для печатания художественных авторских работ.

Авторский лист – единица объема авторского оригинала – созданных автором текстов, таблиц и т.п.; авторский лист равняется 40000 печатных знаков, включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные; кроме того, авторский лист может равняться 700 стихотворным строкам (для стихотворного текста) или 3000 квадратным сантиметрам.

Автотипия – способ репродукции полутонового изображения с помощью растра, стеклянной пластины с нанесенной на нее сеткой, которая разбивает тона на микроточки разного размера, центры которых находятся на равных расстояниях друг от друга; размер каждой точки зависит от тона в соответствующем месте оригинала (в светлых местах точки настолько малы, что их почти не видно, в темных же местах наоборот – почти сливаются).

Автотипный синтез цвета – воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) различных размеров и форм с одинаковой светлотой отдельных печатных красок, но разным характером их наложения (смешанный аддитивно-субтрактивный синтез цвета); аддитивный синтез цвета – это воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого и синего – R, G, В).

Автоцинк – цинкографическое клише, которое после типографского изготовления подгравировано вручную художником, создавшим оригинал в расчете на такую подгравировку.

Аддитивный синтез цвета – воспроизведение цвета в результате оптического смешения излучений базовых цветов (красного, зеленого, синего – R, G, В); используется в мониторах издательских систем при создании цветных изображений на экране, а также при автотипном синтезе цвета в полиграфии.

Аквантина – разновидность офорта, при которой на печатной форме получают ровные плоскости различной силы тона.

Акватипия – печатание изображений, например, способом высокой печати, водной обезжиренной печатной краской; в результате полученные оттиски напоминают акварель.

Акклиматизация бумаги – приведение влагосодержания печатной бумаги в равновесное состояние с влажностью окружающего воздуха; как правило, бумагу выдерживают не менее суток в печатном цехе в подвешенном состоянии или в небольших стопах; рациональнее акклиматизацию бумаги выполнять в специальных помещениях.

Акклиматизация печатной краски – приведение температуры печатной краски в равновесное состояние с температурой окружающего воздуха для обеспечения правильного проведения печатного процесса; краска должна быть доставлена в цех не менее чем за 24 часа до начала печатания тиража; не рекомендуется загружать в красочный ящик печатной машины краску, только что доставленную из холодного помещения, так как при печатании холодной краской возможно перетаскивание краски на оборотную сторону верхнего оттиска в стопе.

Акут – заостренный знак над буквой, который указывает на произносительное или логическое ударение.

Акцидентный шрифт – это особый шрифт для особых целей; ранее акцидентные шрифты кичились чистой геометрией, аллюзиями и романтическими мотивами, теперь же в моде так называемые «загрязнения», мотивы грубого шрифтового быта или классические формы, зачастую доведенные до абсурда.

Акциденция – печатная продукция или ее элементы, выполненные посредством акцидентного набора, то есть особо сложного набора с применением шрифтов разных гарнитур, кеглей и начертаний, линеек, рамок, наборных украшений.

Альбомный спуск – спуск полос, при котором полосы размещаются короткой стороной к корешку (высота меньше ширины).

Альбомный формат – формат, у которого ширина больше высоты.

Амбалаж – от франц. "emballage" («упаковка»), плотная бумага, в которую упаковывают рулон печатной или иной бумаги.

Анаглифическая печать – способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами; суть его состоит в изготовлении двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек; оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга; полученный двухкрасочный оттиск рассматривают через цветные очки (для каждого глаза свой цвет), и суммарное изображение на оттиске воспринимается объемным коричнево-черным на светлом фоне.

Аналоговая цветопроба – цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для способа офсетной и высокой печати) предназначенных к печати; цветопроба названа «аналоговой» в связи с непрерывным изменением площади растровых элементов при переходе, например, от светов к полутонам.

Анизотропия бумаги – различия в физических и технологических свойствах бумаги, как по ширине и длине, так и по верхней и сеточной сторонам листа.

Анилоксный красочный аппарат – устройство, передающее печатную краску на печатную форму посредством анилоксного красочного валика; красочный аппарат состоит из двух-трех валиков, очень компактен (его называют еще «коротким» красочным аппаратом) и обеспечивает равномерную подачу и накат краски на печатную форму, исключая шаблонирование при печатании; его недостаток – затрудненная местная (зональная) регулировка подачи краски; анилоксный красочный аппарат используется в машинах флексографской печати, а также подобными аппаратами остащается часть офсетных машин для печатания газет.

Аппликация на переплетной крышке – прикрепление к переплетному материалу рисунка, высеченного по контуру из другого материала, отличающегося, например, по цвету и фактуре.

Апрош – от франц. "approche" («приближение»), междусловный пробел, отделяющий одно слово от другого.

Ассюре – от франц. "assurer" («страховать»), типографская линейка из 5-6 параллельных тонких горизонтальных прямых или волнистых линий, которая применяется в акциденции, в бланках (для строк, где требуется вписать денежную сумму), так как затрудняет подделки.

Астерикс – от греч. "asteriskos" («звездочка»), знак сноски и выноски.

Атлас цветов – систематизированный комплект (набор) разнообразных образцов – цветных эталонов; предназначен для определения (спецификации, анализа) оттенков цвета предметов посредством визуального сравнения их с эталонными цветами из атласа в условиях одинакового освещения; оценка цвета предмета сводится к подбору в атласе близкого к нему по цвету образца, атлас цветов используется при цветовой коррекции и при выборе цвета для фона (пятая краска) при подготовке издания к печати.

Афиша – рекламное листовое одностороннее издание о спектаклях, фильмах, выставках, концертах и прочих массовых мероприятиях.

Ахроматическая гамма – все градации серого цвета, от белого до черного.

НАПРАВЛЕНИЯ


Фирменные стили

Разработка логотипов, фирменных стилей, бренд-буков, эмблем, товарных знаков и креативных концепций.

Многополосные издания

Дизайн, верстка, подготовка к печати и печать многополосной полиграфической продукции: каталогов, брошюр, буклетов, календарей, журналов, представительских изданий, книг.

Простые издания

Дизайн, верстка, подготовка к печати и печать однолистной полиграфической продукции: плакатов, листовок, буклетов, визиток, календарей, флаеров, баннеров.

ИНФОРМАЦИЯ


Статьи о полиграфии

Статьи о графическом дизайне, особенностях отрасли и технологиях, а также о печатной рекламе, фирменных стилях и тенденциях развития.

Словарь терминов

Словарь специальных терминов в полиграфии и графическом дизайне, словообразований и понятий, употребимых в данной сфере.

Примерные цены

Ориентировочные цены на услуги дизайн-студии Trio-R Alliance в области графического дизайна и полиграфии.



© 2003 — 2011 Trio-R
Все права защищены

ВЕБ-ДИЗАЙН         ПОЛИГРАФИЯ         КАРТОГРАФИЯ         ФОТОГРАФИЯ

Яндекс цитирования