|
Используя идеи современного французского философа Жана Бодрийяра, можно утверждать, что симуляция пронизывает все сферы современных общественных отношений, включая политику. С этой точки зрения, политическая реклама превращается в технологию симуляции, технологию производства виртуальной реальности, за короткий и вместе с тем на короткий промежуток времени (период предвыборной кампании). Политическая реклама призвана конструировать виртуальное пространство, в котором будут функционировать симулякры (то бишь кандидаты, партии, программы, идеи и прочее), то есть должна осуществляться «замена реального знаками реального».
Существует разница между кандидатом на избираемый пост в начале выборов, когда принимается решение об участии в предвыборной гонке, и на ее финальном этапе. Избирательная кампания представляет собой процесс, на протяжении которого происходит разделение образа кандидата на избираемый пост, на «кадидата-реального» и «кандидата-симулякра». В соответствии с мнением Жана Бодрийяра, чтобы стать симулякром, образ должен пройти ряд последовательных стадий: «Он является отражением базовой реальности; он маскирует и искажает базовую реальность; он маскирует отсутствие базовой реальности; он не имеет никакого отношения к какой-либо реальности; он является своим собственным чистым симулякром».
Политическая реклама встраивается в схему Жана Бодрийяра.
Первый этап – отражение базовой реальности. Кандидат, принявший решение баллотироваться на пост, имеет образ, соответствующий реальному человеку. Особенно этот этап характерен для людей, ранее не принимавших участие в выборах и не известных общественности в качестве политика.
Второй этап – маскирование и искажение базовой реальности. На этом этапе происходит подключение лиц, занимающихся избирательными технологиями и политической рекламой: изучаются настроения и ожидания электората, возможные и уже имеющиеся конкуренты, строятся стратегии по ведению предвыборной кампании и корректировки образа кандидата, проводятся различные мероприятия по формированию общественного мнения. Другими словами, происходит начало построения виртуального пространства выборов: с одной стороны – изменяется общественной мнение, с другой – корректируется образ кандидата.
Третий этап – маскирование отсутствия базовой реальности. На этом этапе происходит начало активной борьбы избирательных стратегий и образов. Образ кандидата уже мало соотносится с реальным индивидом, он целиком поглощен собственной трансформацией в соответствии со складывающейся конъюнктурой виртуального пространства выборов. От степени влияния реального политического лидера на жизнь общества напрямую зависит тот потенциал, который будет заложен в его симулякре, то есть сила воздействия и продолжительность жизни в виртуальном пространстве политики.
Четвертый этап – потеря отношения к какой-либо реальности. Кандидат уже может не появляться на выборных мероприятиях или теледебатах в прямом эфире. Его образ, созданный специалистами по политической рекламе и избирательным технологиям, уже живет своей собственной жизнью. Выстроенное под этот образ выражение лица кандидата изображено на многочисленных плакатах, уличных рекламных щитах, напечатано в газетах, особенности характера, манеры поведения, эпизоды личной жизни созданного образа, а не «кандидата-реального», активно обсуждаются на страницах прессы, в интернете, на радио и телевидении, обрастают подробностями посредством народных слухов.
Пятый этап – рождение чистого симулякра. Происходит окончательное разделение образа на «кандидата-реального» и «кандидата-симулякра». «Кандидат-симулякр» становится самодостаточным и переходит в самостоятельное функционирование в виртуальную реальность – реальность таких же симулякров, как и он. Активность «кандидата-симулякра» в виртуальной реальности выборной кампании поддерживается деятельностью конструкторов этой реальности – СМИ, избирательными технологами, рекламистами.
Реальный политик и его симулякр, благодаря современным средствам массовой коммуникации, живут двумя параллельными жизнями, в двух пространствах – реальном и виртуальном. Современные исследователи отмечают, что происходит слияние симулякра и субъекта, когда «субъект обращается в собственный симулякр, и физически, тело оставаясь в действительном мире, ментально переходит в мир виртуальный, пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющем ничего общего с телесностью» (В.А. Емелин).
Влияние фактора виртуальности на результат голосования зависит от уровня выборов: чем выше уровень (выборы Президента, губернатора, депутата Госдумы), тем больше возрастает потребность в производстве симулякра, необходимого для достижения цели. Поэтому не всегда могут быть оправданы затраты на производство виртуальной реальности на выборах мэров небольших городов или депутатов местных законодательных органов власти.
Не все образы, функционирующие в предвыборном процессе, принимают статус симулякра. Рождение симулякра в политическом виртуальном пространстве выборов является своеобразным призом, как кандидату, так и команде специалистов. Симулякр выступает своеобразным пропуском в политику, и поэтому иногда рождение симулякра важнее, чем сама победа на выборах.
Автор: Сергей Котов
(статья написана летом 2003 года).
|
|
История графического дизайна
Тенденции современной рекламы или реальный фантом
Политическая реклама. Часть 1. Кандидат или симулякр
Политическая реклама. Часть 2. Виртуальные игры
|