|
Глобальные социальные процессы приводят к изменению природы современных коммуникативных технологий, какими являются реклама, PR, массовая культура и другие. Тот факт, что мир стоит на пороге перехода в новую постиндустриальную или информационную эпоху, признается большинством современных ученых. Глобальная информатизация приводит к качественным изменениям во всех странах, включая Россию. Постмодернизм как мировоззрение, характеризующее переходную эпоху, оказывает влияние и на искусство, и на науку.
В новом состоянии общества, состоянии постмодерна, происходит фрагментирование субъекта социального действия при помощи современных средств массовой коммуникации, которые производят виртуальную действительность, вытесняющую реальность. Происходит стирание грани не только между странами (Евросоюз), полами (унисекс), расами и нациями, но и между реальными и символическими (виртуальными) понятиями. Плюрализм и децентрализация в постиндустриальном обществе при распространении информации, которые обеспечивают многочисленные телевизионные каналы, радио, интернет, не устраняют фрагментарность, а только усиливают ее.
Таким образом, в современную информационную эпоху все более возрастает потребность в специалистах, занятых в производстве виртуального пространства. Это подтверждает то, что наряду со специалистами, традиционно занятыми в сфере производства общественного мнения, таких как социологи, философы, социальные психологи, журналисты, телекоментаторы и прочие работники СМИ, регулярно появляются новые специалисты, занятые в областях инновационных технологий, и их статус и влияние постепенно, но неуклонно возрастает. В этой сфере задействованы PR-менеджеры, спичрайтеры, имиджмейкеры, политтехнологи, пресс-секретари, специалисты по информационным войнам, специалисты по слухам, рекламисты и некоторые другие современные специальности, еще с десяток лет назад казавшиеся немного странными. Возрастающая потребность в подобных профессиях приводит к их дальнейшей специализации в своем сегменте рынка коммуникативных технологий.
Список специалистов, занятых только в рекламном бизнесе может занять не одну страницу: различные менеджеры и агенты, арт-директора, медиа-байеры и медиа-планеры, дизайнеры и верстальщики, режиссеры и сценаристы, полиграфисты и упаковщики, социологи и психологи и многие другие. Можно открыть любую московскую газету по трудоустройству с вакансиями рекламных агентств и увидеть большое количество названий, еще в недалеком прошлом никому не известных специальностей: плоттеровщики, макетчики-монтажники, промоутеры, супервайзеры, накатчики шелкографической печати, слоганисты, веб-дизайнеры и веб-программисты, художники-поклейщики и другие. Из года в год огромное количество людей пополняют армию тружеников «виртуального бизнеса» – таким образом вчерашний фантом становится все реальнее и с каждым днем обретает конкретные очертания.
Образ, имидж, брэнд, упаковка, макет, слоган – эти термины становятся альфой и омегой современного общества; постепенно виртуальные технологии, в том числе и сфера рекламы, начинают все теснее переплетаться с реальностью, и интеграцию с этим пространством рано или поздно ощущает сегодня любой, имеющий отношение к бизнесу.
Автор: Сергей Котов
Редактирование: Родион Харланов
(статья написана летом 2003 года).
|
|
История графического дизайна
Тенденции современной рекламы или реальный фантом
Политическая реклама. Часть 1. Кандидат или симулякр
Политическая реклама. Часть 2. Виртуальные игры
|